"Узки врата в рай. Но мы входим в него, если только можем это сделать, через сад. И притом через сад не только крохотный, но и непременно старый... "Аромат древности" сообщает об истоке всякого опыта. Цветение жизни в саду должно возвращать к началу времен". (В. Малявин)
Довольно долго живу во Флоренции, прекрасно знаю Тоскану с её неповторимыми пейзажами, замками, виллами и винными хозяйствами. И каждый раз, знакомя туристов с районом Радды, советовала посетить Бадию Колтибуоно – аббатство ХI века – неповторимое по красоте место, дышащее историей, славное своими качественными и элегантными винами и одним из лучших ресторанов в Тоскане. Покой, вековые дубы и липы, обилие цветов, щебет птиц, жужжание пчёл и блеянье козочек здесь настраивает на особый философский лад.
Знала, что при аббатстве есть маленький сад, но не удавалось его посетить, так как это частная собственность и осмотр ограничен. Но в этот раз мне случайно удалось попасть в этот островок РАЯ!!! Сад поразил своей красотой, размерами и планировкой. Он состоит из двух частей: исторического монастырского сада и сада в итальянской манере.
А теперь подробней разберёмся с историей сада...
Первый сад причастен к миру богов, а первый садовник – Господь, познакомивший смертных с искусством их устроения. Средневековый сад являлся по преимуществу частью монастыря, имел практическое значение и размещался во внутренних двориках, служивших местом для благочестивых размышлений. Заключённый в прямоугольник монастырскими строениями, сад превращался в замкнутое пространство, а в центре всегда находился колодец или небольшой водоём. От источника крест-накрест отходили четыре дорожки, символизирующие священные жидкости – воду, молоко, мёд и вино, ведь упоминание о них есть в сурах Корана с описанием сада, где журчат прохладные источники и текут реки из непортящейся воды и нескисающего молока, из сладостного вина и очищенного меда.
В монастырском саду непременно, кроме плодовых деревьев и ягодных кустарников, росли цветы, и каждый цветок нёс в себе аллегорический смысл: белые лилии олицетворяли чистоту Божьей Матери, красные розы –любовь к Богу, белые – печаль Богородицы, а желтые – Ее славу, гвоздики – чистую любовь. Яблоня – символ грехопадения Адама и Евы, вишня служила знаком небесной радости, гранат обозначал крестные страдания, а виноград был символом познания добра и зла.
Беноццо Гоццоли. Ангел, собирающий цветы
Все эти растения должны были радовать глаз, утолять голод, привлекать птиц и являться зримым воплощением духовного и физического наслаждения, давая пищу для ума и высоких эмоций!
Аббатство было основано в 1051 году монахами-бенедиктинцами, и его название переводится как "Аббатство Хорошего Урожая", хотя находится на горе Монтемаджо на высоте 650 м над уровнем моря. Одновременно со строительством церкви, монастырских келий и жильём для паломников, валомброзские монахи, славящиеся как искусные садоводы и огородники, начинают высаживать виноградные лозы и разбивать аптекарский огород, в котором росли всевозможные ароматные травы, лекарственные растения и розы, которые крестоносцы вывезли с Ближнего Востока. Лепестки роз монахи широко использовали в быту не только для изготовления лекарств, красок и косметических снадобий, но и для ароматизации комнат.
Имелись также кухонный огород с овощными культурами и плодовый сад. Считалось, что работа садовника, как никакая другая, очищает душу человека: ведь он имеет дело с земным воплощением потерянного рая!!!
В дальней части сада и по сей день есть старинный огород и монашеский цветник.
Основную часть сада расширили в ХV веке по желанию кардинала Джованни Медичи, сына Лоренцо Великолепного, будущего папы Льва X. Как истинный сын эпохи Возрождения он захотел видеть итальянский сад, пришедший на смену средневековому, знаменующему безграничную победу человеческой мысли над природой. Итальянский сад, следующий регулярному рисунку, был не только источником радости и удовольствия, но и возможностью приобщиться к истории, усовершенствовать природу, идеализировать её и поместить в геометрические формы – именно таким видели земной рай итальянские гуманисты. Цветники напоминают ковры или причудливые вышивки, виртуозное использование воды, короткие аллеи, кадки с лимонными деревцами, лестницы и множество обзорных площадок – вот основа планировки сада, где лежат прямые линии и рациональная система пропорций, без нарочитой роскоши.
Монастырская собственность и угодья, следуя наполеоновскому указу, были конфискованы, и монахи были вынуждены оставить свою обитель, но в 1846 г. владения переходят в собственность флорентийского аристократа Гвидо Джунтини как один из лотов на аукционе.
Нынешним владельцем является Пьеро Стукки Принетти (он праправнук Гвидо Джунтини), отличный энолог, существенно повысивший качество вин, применяя биокультурный и органически чистый метод возделывания виноградников. Лозы, высаженные и с усердием возделываемые монахами почти 1000 лет, до сих пор дарят миру восхитительные вина, ставшие синонимом качества, радости и стиля.
При аббатстве есть небольшой отель, отличный ресторан, проводятся кулинарные курсы, есть возможность посмотреть на винные подвалы ХVІІІ века и продегустировать божественный напиток.
Не пожалеете!